Наш телефон:
+7 (495) 998-26-88
+7 (916) 395-18-01

Полиграф для бизнеса: современный ответ паяльнику и лесным прогулкам

26 января 2015

 

Детектор лжи не выявляет ложь.

Кадровая проверка на полиграфе - экономия средств и мотивация персонала.

Полиграф (детектор лжи) – это психологический инструмент создания лояльной команды.

Детектор лжи в структуре экономической и кадровой безопасности предприятия к 2015 году перестал быть чем-то экзотическим. Отгремели сенсационные заявления о поголовной проверке на детекторе лжи сотрудников полиции, ФСБ, Следственного комитета и других уважаемых силовых ведомств. Более того, в некоторых регионах уже и чиновники затрепетали в предвкушении предстоящих проверок на мифическом, а оттого еще более пугающем, детекторе лжи.

Коммерческий сектор, как всегда - впереди планеты всей. Проверяют на полиграфе все и всех. Кандидатов при приеме на работу, сотрудников при переходе на новую должность и, конечно, в случае возникновения каких-либо подозрений в нелояльности работника.

Стоимость проверки относительно невелика: от четырех до шести тысяч рублей за исследование. Так что инструмент абсолютно доступен даже для предприятия с невысокой доходностью. Количество полиграфных проверок в коммерческом секторе увеличивается с каждым годом.

По сути, все правильно. Однако позвольте прояснить некоторые нюансы, без которых, как мы с вами понимаем, никуда. Так сказать, комментарии специалиста о системе в целом и об отдельных перегибах на местах в частности.

Начнем с того, что полиграф не выявляет ложь. Да-да. Не удивляйтесь. Детектор лжи без лжи. Прибор объективно фиксирует лишь признаки эмоциональной значимости (стрессовые явления) в нервной системе, отраженные в системе вегетативной. Все остальное – чистая психология и методика. Специалист-полиграфолог в свою очередь отвечает за методически верно составленные вопросники, корректность проведения процедуры и правильную интерпретацию полученных реакций. Вот тут-то, как вы уже наверное поняли, кроется первый сверхважный нюанс.

В современной инструментальной детекции лжи личность специалиста является определяющей. Если тестирование проведено правильно, объект вменяем, а специалист профессионален и беспристрастен, достоверность результатов полиграфной проверки будет превышать 90%. Этого более чем достаточно для того, чтобы относиться к результатам проверки на полиграфе, ну, как минимум, с уважением.

Вывод первый: полиграф (детектор лжи) – это достоверный инструмент, однако на результаты полиграфа можно полагаться только при условии профессионализма и беспристрастности специалиста.

Так почему же тестирование на детекторе лжи так популярно среди предпринимателей? Разве нет других инструментов? Оказывается, существует, вроде бы побочный, а по факту самый важный психологический аспект тестирования на полиграфе и опытные управленцы его прекрасно знают.

Большинство злоупотреблений в коммерческом, да и не только в коммерческом секторе, происходят по причине банальной бесконтрольности. Руководитель попросту не имеет возможности объективно оценить лояльность своих сотрудников. Полиграф четко решает эту задачу на операциональном уровне («Предлагали?», «Получил доход?», «Присваивал?», «Передавал?» и т.д.).

Вывод второй: тестирование на полиграфе при кадровом отборе дает возможность обезопасить работодателя от найма нелояльных сотрудников и позволяет выявить деструктивные поступки действующих сотрудников. Самый лучший способ избавиться от сотрудников-злодеев – не брать их на работу.

Но даже не это самый важный результат тестирования.

Проверка на полиграфе формирует у будущего или действующего сотрудника психологический шаблон, в большинстве случаев полностью исключающий совершение им на данном месте работы умышленного противоправного действия. Как это происходит? Здесь, конечно, требуется пояснение.

Согласно аналитическим исследованиям, практически в любой организации существуют около 15 % абсолютно лояльных сотрудников и 15% настоящих злодеев. Основная же масса - так называемые условно-лояльные. То есть, в ситуации бесконтрольности и безнаказанности большинство сотрудников скорее примут модель нелояльного работодателю поведения, что может привести к вполне определенным и, зачастую, фатальным последствиям для всего проекта.

В случае присутствия в компании объективных инструментов контроля лояльности, к которым, несомненно, относится и полиграф, подавляющее большинство сотрудников интуитивно склонятся к благонадежному поведению. И будет вам всеобщее корпоративно-культурное счастье и полное доверие.

Вывод третий: конечно, полиграф, не единственный из арсенала психологических инструментов контроля лояльности и выявления факторов риска, наносящих вред работодателю. Есть еще анализ поведения (профайлинг), визуальная психодиагностика, графология, физиогномика и другие современные психотехнологии и диагностические методы. Вместе с тем, полиграф (детектор лжи), на сегодняшний день, был и остается наиболее доступным и распространенным средством контроля лояльности персонала.

Автор: Артем Павлов

Источник: Diplus.ru

Подписывайтесь на наши публикации.

Мы говорим, что думаем и думаем, что говорим.

 

 

 

Также вы можете ознакомиться со статьями о полиграфе:

  

 

 

Служебные расследования и разбирательства. Инструкция для малого и среднего бизнеса

 

  

детектор лжи, полиграф

 

 

Как заказать и провести проверку на детекторе лжи (полиграфе)?
 

 

 

 

Полиграф. Борьба за легитимный статус. Часть 3.

  

 

 

Полиграф. Борьба за легитимный статус. Часть 2.

  

 

 

 Полиграф. Борьба за легитимный статус. Часть 1. 

   

 

 

 

 Бей тревогу до воров