Наш телефон:
+7 (495) 998-26-88
+7 (916) 395-18-01

СБ

Руководителям и сотрудникам службы безопасности

 

  Применяя полиграф…

                                                  Три факта, которым нельзя верить!

Три признака достоверности результата!

 

Нельзя верить диплому полиграфолога

Есть некая схема манипулирования сознанием. В книге В.И. Тараненко «Психоманипуляции вокруг нас» она названа «Стрельба с высокого берега». Красота диплома и пафос названия школы не дают умения работать с людьми. Полиграфная проверка – это работа с человеком, а не с прибором. Все отсылки к «крутизне» сертификатов и дипломов будут свидетельствовать о неуверенности специалиста в том, что он делает. Напыщенность и пафос тоже скажут вам о попытках скрыть недостаточный опыт или отсутствие должного навыка коммуникации.

 

Нельзя верить полиграфной школе

В России все школы по подготовке специалистов-полиграфологов - коммерческие. Как правило, у школы есть полиграфы, который она производит, либо продвигает. Человек, поступивший в Школу подготовки полиграфологов и заплативший за обучение, обязательно эту школу закончит. Основная цель большинства полиграфных школ при производителе – продажа оборудования и программного обеспечения к нему. После окончания обучения и покупки оборудования, молодой специалист остается, зачастую, один на один со сложными задачами инструментальной детекции лжи. Какой-либо контроль со стороны Школы после окончания обучения отсутствует.

Еще один важный нюанс. У каждой школы существуют свои, зачастую диаметрально противоположные, подходы к проведению проверок на полиграфе. Основаны они, как правило, на авторских подходах основателях школы и его личном профессиональном опыте. Это очень «тонкий лед»… Успешность работы любой авторской невалидизированной методики напрямую зависит от личностных особенностей конкретного специалиста. Другими словами, наличие устойчивого результата при применении авторской методики у автора, совсем не гарантирует устойчивый результат у других полиграфологов.

Безоценочный список производителей полиграфов в России:

  •  НШДЛ (Национальная школа детекции лжи) Сошников А.П. – полиграф «Диана».
  •  Группа «ЭПОС» Поповичев С.В. – полиграф «ЭПОС».
  •  Алексеев Л.Г. – полиграф «Конкорд».
  •  «Полиграф тест» Варламов В.А. – полиграфы «Барьер», «Крис», «Риф».
  •  Трофимов Т.Ф. – полиграф «Карди2».
  •  Группа «Ареопаг» Молчанов А.Ю. – полиграфы «Поларг», «Полигон».

 

Нельзя верить полиграммам

Психофизиологические реакции, полученные в ходе проверки на полиграфе - это, прежде всего, отражение высокой эмоциональной значимости стимулов (вопросов) для обследуемого лица. Стресс, в данном случае, является проекцией лжи. Но стресс вокруг вопроса можно создать разными способами. В том числе и в процессе тестирования. К примеру, через обвинительный характер обсуждения. В этом случае, может возникнуть риск ошибки обвинения невиновного.

Квалифицированный полиграфолог должен знать, как правильно обсуждаются те или иные темы проверки. Поэтому, одним из ключевых условий получения достоверных данных в ходе полиграфной проверки является соблюдение методических требований к ее проведению.

Проверить этот аспект можно только при наличии видеозаписи предтестового интервью и самого тестирования. Специалист, который не предоставляет заказчику запись своей работы, без сомнения, чего-то опасается. Выводы сделайте сами…

 

А теперь о тех признаках, которые укажут Вам на квалифицированного специалиста-полиграфолога

 

1. Коммуникативные навыки специалиста.

Раппорт – это состояние неосознанного доверия (психологический термин). Именно атмосфера сотрудничества позволяет полиграфологу быстро выделить непричастных к рассматриваемому преступлению обследуемых или определить лояльных сотрудников в рамках кадровой проверки на полиграфе.

В основе методики создания быстрого «раппорта» лежат знания визуальной психодиагностики личности и анализа поведения, а также высокие коммуникативные компетенции. Умение подстраиваться к человеку и создавать у правдивого обследуемого ощущение безопасности.

Проверить коммуникативные навыки специалиста довольно просто. Обращайте внимание на то, как полиграфолог с вами общается. Если живет в режиме самопрезентации – не то… Он и с обследуемыми будет раздувать щеки. Так доверие не получишь.

Специалист должен говорить на «вашем языке» без заумных терминов, искренне интересуясь Вашими задачами. В общем, все как в правилах Глеба Жеглова.

 

 

 

2. Стандарты процедуры проведения тестирования на полиграфе.

Существует ряд требований, которые являются обязательным условием для проведения полиграфа. Они базируются не столько на видении какой-либо из школ, сколько на самой логике метода. Полиграфолог обязан их знать и неуклонно соблюдать. Приведем некоторые из них.

  • В предтестовой беседе специалист должен рассказать обследуемому, как работает метод, что такое полиграф, как будет проходить тестирование и т.д. Человек чаще всего боится не столько самого полиграфа, сколько неизвестности связанной с ним.
  • Проверка на полиграфе (уже в датчиках) не может длиться более 2,5 часов. Если задачи тестирования не решены, далее необходим перерыв не менее часа. Психика после такой временной дистанции не выдерживает режима «вопросы-ответы» и просто начинает игнорировать стимулы. Реакций не будет или они начнут носить случайный характер. Пятичасовые «пытки» на полиграфе не дают достоверных результатов. Они решают совсем другие задачи.
  • Проверочные вопросы тестов обсуждаются с обследуемым до полного их понимания. Важно не то, что спросил полиграфолог, а то, как обследуемый понял его слова. Внезапные вопросы без предварительного обсуждения порождают ориентирующие реакции.
  • Любой тест предъявляется не менее двух раз (чаще всего 3 либо 5). Реакции в первом предъявлении, особенно у лиц с высоким уровнем тревожности, могут носить ориентирующий характер. Во втором и последующих предъявлениях теста такая вероятность снижается.

 

3. Стандарты полиграфных тестов.

Стабильный, достоверный результат проверки возможно получить, используя только проверенные вопросники. Логика здесь та же, что и при использовании психологических тестов. Правила расстановки вопросов разного статуса позволяют избежать ошибок ложного обвинения и оправдания виновного.

Также существуют стандарты формулирования проверочных вопросов. Не навязывайте полиграфологу вопросы. Просто сформулируйте то, что хотите узнать.

  

Полиграф (детектор лжи) в структуре Службы безопасности

Проверка на полиграфе – это специальное психофизиологическое исследование, целью которого является оценка достоверности сведений, сообщаемых обследуемым.

Основа метода тестирования на полиграфе – оценка с использованием прибора (детектора лжи) реакций вегетативной системы на стресс, связанный с умышленным сокрытием значимой информации о причастности к совершенному преступлению либо других значимых фактов (информированность о лицах совершивших  кражу, хищение коммерческой информации и т.д.).

Полиграф дает конкретные ответы по конкретным фактам и событиям.

 

Примеры:

  • Делал ли обследуемый что-то УМЫШЛЕННО для исчезновения…
  • Держал ли обследуемый в руках пропавшие деньги.
  • Видел ли обследуемый СВОИМИ ГЛАЗАМИ пропавшие документы «…» марта 201… года.

 

Проверка на полиграфе в структуре деятельности Службы безопасности предприятия, применяется в следующих случаях:

  • При проведении служебного расследования для проверки причастности сотрудников компании и иных подозреваемых лиц к расследуемому событию и выявления их ролевого участия. Полиграф – самый быстрый и наиболее достоверный инструмент подтвердить либо опровергнуть причастность человека к конкретному событию или преступлению.
  • Для подтверждения правдивости (достоверности) показаний лиц подозреваемых в совершении нелояльных действий в отношении работодателя.

 

Предлагаем готовые (пакетные) решения управления кадровыми рисками:

 

1. Программа: «Входящий контроль»

 

       2. Программа: «Аудит кадровых рисков» 

 

 

Антикоррупционные проекты для предприятий и организаций

 

1. Аудит организационной структуры

Заказчик получает данные о проблемных зонах в организационной структуре предприятия, создающих прецедент для коррупционных схем. Это необходимо для дальнейшей реструктуризации бизнес-процессов в рамках предотвращения потерь и локализации коррупционных рисков.

 

2. Разработка антикоррупционной политики для сотрудников и контрагентов 

Это адаптированный под специфику конкретного предприятия пакет регулирующих документов (регламенты, инструкции, положения и т.д.) обеспечивающие базу для антикоррупционного противодействия. Они регулируют все внешние и  внутрикорпоративные взаимоотношения в рамках реализации концепции предотвращения потерь. Они же регламентируют действия всех участников в случае обнаружения признаков противоправной деятельности в отношении работодателя, порядок проведения внутренних расследований и т.д.

 

3. Организация на предприятии программы «Кадровый резерв» и (или) системы аттестации персонала 

Данные мероприятия проводятся совместно со службой персонала. Они необходимы для проведения диагностики личностных компетенций конкретных сотрудников, определения инструментов нематериальной (неспецифической) мотивации и сбора первичной информации. В рамках проведения аттестации в структуру компании внедряются механизмы и процедуры, позволяющие проводить проверку лояльности персонала.

 

5. Проверка аффилированности 

Поиск организаций-контрагентов, имеющих неформальные (коррупционные) связи с должностными лицами Компании и проведение расследований по факту обоснованности и экономической целесообразности заключения контрактов с данными компаниями.

 

6. Проведение потенциальной лояльности контрагентов 

Выявление компаний-контрагентов по которым возможны риски отказа в принятии к зачету НДС и минимизация данных рисков. 

 

Обучение службе безопасности

 

Услуги Агенства экономической и кадровой безопасности "D.I.":

 

Избраные статьи по безопасности: